Доступная среда

 

Информация о специальных условиях для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. 

Информация о специально оборудованных учебных кабинетах

Детский сад оборудован:

Кабинетом педагога — психолога оснащёнными необходимым оборудованием для индивидуальных и подгрупповых коррекционно – развивающих занятий с детьми, (в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья), дидактическими играми и игрушками, компьютером, принтером и пр.

Кабинетами учителей-логопедов (7 кабинетов) оснащёнными мебелью, основным необходимым оборудованием для индивидуальных и подгрупповых коррекционно – развивающих занятий для лиц с ограниченными возможностями здоровья (в том числе детей- инвалидов), столами для пескотерапии с подсветкой, массажными столами, компьютером, зеркалом, набором компьютерных логопедических игр, дидактическими играми и игрушками. Материалом для постановки и автоматизации звуков, развития всех сторон речи и речевого дыхания, развития мелкой моторики, развития психических процессов.

Информация об объектах для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.

Для обеспечения познавательного и речевого развития детей в ДОУ имеются: материалы и оборудование для организации познавательно-исследовательской деятельности; - 13 ноутбуков, проектор и экран, интерактивная доска (показ демонстрационного материала, мультфильмов, познавательных циклов по природе и социальному окружению), телевизоры во всех группах с интерактивным покрытием.

В детском саду функционирует сенсорная комната, в которой располагается: интерактивная световая панель «Разноцветная гроза», детский уголок с пузырьковой колонной, детский зеркальный уголок с пузырьковой колонной, сухой бассейн, песочный стол с подсветкой.

В группах созданы речевые, познавательно-исследовательские центры и центры природы, обеспеченные необходимыми пособиями, играми и оборудованием.

Художественно-эстетическое развитие: - музыкальный зал (фортепиано, баян, аккордеон, музыкальный центр, DVD плеер, музыкальные инструменты, фонотека, игрушки, ширма для кукольного театра, наборы кукол, костюмы, декорации и др.) - уголки по изодеятельности в группах (наглядные пособия, репродукции, образцы народных промыслов, различный материал и оборудование для продуктивных видов деятельности).

Для социально-личностного развития ребенка организованы: - уголки социально-эмоционального развития детей (в группах) и центры психологической разгрузки, имеется оборудование для организации сюжетно-ролевых игр с учетом полоролевой идентификации; - музейно-образовательное пространство «Крестьянская изба» (предметы народного быта, образцы народных промыслов и др.). В группах созданы центры гражданско-патриотической направленности.

Информация о библиотеках, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.

Библиотечный фонд составляет – 1902 экземпляра, из них детских книг –500 экземпляров. Библиотечный фонд состоит из методической и детской художественной литературы. Библиотека для педагогического персонала расположена в методическом кабинете, кабинетах специалистов, в каждой группе. Детская художественная литература размещена в каждой группе, подобрана соответственно возрасту детей, (в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья).

Информация об объектах спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.

Детский сад оборудован:

Спортивным залом для организации физкультурных занятий, двигательной деятельности детей, (в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей- инвалидов), спортивных праздников и развлечений, соревнований, корригирующей гимнастики.   Зал оснащен в достаточном количестве разнообразным спортивным инвентарем и спортивным оборудованием: мячами, скакалками, гантелями, мягкими модулями, обручами, корригирующими ковриками, шведскими стенками, спортивным уголком, детскими тренажерами, скамейками, оборудованием для баскетбола.

Залом лечебной физкультуры, где размещены: мягкий модуль, бассейн для сухого плавания, тренажеры, батут, фитбол, беговая дорожка.

Плавательным бассейном оборудованным подъёмником для детей – инвалидов, также в бассейне имеется различное оборудование для плавания: нудлы, гантели, нарукавники, плавательные круги и др. 

В группах детского сада созданы центры для физического развития, где представлено спортивное оборудование, позволяющее решать оздоровительные задачи и задачи, направленные на двигательную активность воспитанников.

Медицинским блоком, который включает в себя: медицинский кабинет; прививочный кабинет, изолятор; зал лечебной физкультуры (мягкий модуль, бассейн для сухого плавания, тренажеры и т.д.); массажный кабинет; кабинет физио-тепло-водолечения.

Спортивной площадкой на территории — для организации и проведения физкультурных занятий на улице, гимнастики, спортивных соревнований с детьми, (в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей- инвалидов). Она оснащена полосой препятствий, оборудованием для лазания, для развития баланса и координации движений и полем для игры в баскетбол и футбол. Имеется выносное оборудование для подвижных, спортивных игр и упражнений (игр с мячом, тенниса, бадминтона, скакалки, самокаты и пр).

Развивающая предметно-пространственная среда групп нашего учреждения достаточно содержательно-насыщенная, эстетически оформлена, легко трансформируется в зависимости от образовательной ситуации и интересов, и возможностей детей.

Пространство групп разделено на центры активности, учитывая возрастные и индивидуальные особенности воспитанников с ОВЗ.

Расположение мебели, игрового и другого оборудования отвечает требованиям охраны жизни и здоровья детей, санитарно-гигиеническим нормам, принципам функционального комфорта, что позволяет детям свободно перемещаться в пространстве группы и других помещений ДОО. Развивающая предметно-пространственная среда групп имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию.

Насыщенность среды соответствует возрастным и индивидуальным особенностям детей, имеется разнообразие материалов, оборудования, инвентаря, что обеспечивает игровую, познавательную, творческую, двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики.

Наличие различных пространств, а также разнообразие материалов, игр, игрушек и оборудования, периодическая сменяемость игрового материала, появление новых предметов обеспечивают вариативность развивающей предметно-пространственной среды.

В группах созданы условия для успешной интеграции детей со сложной структурой в различные виды детской деятельности (изобразительная и конструктивно-модельная, игровая, физкультурно-оздоровительная, музыкальная, трудовая, театрализованная, опытно-экпериментальная, познавательно-исследовательская). Мобильность среды позволяет детям со сложной структурой нарушений свободно передвигаться в пространстве. В группах все расположено таким образом, что дети имеют свободный доступ ко всем предметам развивающей предметно-пространственной среды и могут самостоятельно либо с помощью сопровождающих лиц реализовать себя в любом виде детской деятельности.

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает реализацию образовательного потенциала пространства детского сада, в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления здоровья воспитанников, учета особенностей и коррекции их развития, а также обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. Развивающая предметно-пространственная образовательная среда создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования, обеспечивает открытость дошкольного образования, а также создает условия для участия родителей в образовательной деятельности.

В детском саду оборудованы санитарно-гигиенические помещения во всех группах, а также произведена реконструкция центрального тамбура (центральная дверь открывается автоматически), заменены двери в музыкальном зале. Установлены мнемосхемы и произведена цветовая маркировка. По всему периметру детского сада вдоль стен установлены поручни.

Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Средства обучения и воспитания – это те материалы, с помощью которых воспитатель, а также учитель-логопед, учитель-дефектолог осуществляют обучающее воздействие (учебный процесс). К средствам обучения относятся предметы материальной и духовной культуры, которые используются при решении педагогических задач.   

Реализовать принцип наглядности в обучении помогают визуальные средства. В МДОУ «Детский сад № 108» широко используются предметы и объекты природной и искусственной среды: карты, схемы, диаграммы, модели, дорожные знаки, математические символы, наглядные пособия, мультфильмы. При использовании наглядных средств соблюдается ряд условий: применяемая наглядность должна соответствовать возрасту воспитанников; она должна использоваться в меру и показывать ее следует только в соответствующий момент занятия; наглядность должна быть эстетически выполнена.  Рационально используются новые информационные технологии. Они, несмотря на высокую эффективность, не могут заменить живое слово педагога, непосредственное общение с ребенком.  

В МДОУ «Детский сад № 108» используются следующие средства обучения и воспитания:

Печатные

(учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, атласы, рабочие тетради; для детей с особыми потребностями – специальные учебные пособия и т.д.);

Визуальные (зрительные):

Электронные образовательные ресурсы:

Аудиальные (слуховые):

Аудиовизуальные (зрительно-слуховые):

Средства, автоматизирующие процесс обучения:

Словесные:

Спортивное оборудование:

О средствах воспитания

1. Общение как средство воспитания

а) непосредственное, в форме прямых контактов воспитателя и воспитанника, индивидуальные беседы;

б) опосредованное, проявляющееся в том, что педагог направляет свои воздействия не на воспитанника, а на знания, которые тот должен усвоить, на качества личности, которые он должен сформировать, на ценности, в которых он должен определенным образом сориентироваться. Реализуется через досуги, праздники и мероприятия.

2. Учение как средство воспитания

  В ходе обучения воспитывающее влияние на обучающихся оказывают содержание изучаемого материала, формы и методы учебной работы, личность педагога, его отношение к воспитанникам, а также обстановка в группе.

С целью повышения эффективности воспитательного воздействия практикуется совместная продуктивная деятельность детей. В основе такой деятельности лежит  взаимодействие, в ходе которого дети: а) выясняют условия совместного выполнения задания; б) организуют его взаимное обсуждение; в) фиксируют ход совместной работы; г) обсуждают полученные результаты; д) оценивают успехи каждого.

Совместная деятельность становится продуктивной, если она осуществляется при условии включения каждого ребенка, в том числе ребенка-инвалида, в решение задач в начале процесса усвоения нового материала, а также при активном его сотрудничестве с воспитателем и другими детьми.

3. Труд как средство воспитания

Воспитательная сила труда заключается преимущественно в том, что достижение его цели и удовлетворение вследствие этого какой-то потребности влечет за собой появление новых потребностей. Осуществляется через

4. Игра как средство воспитания

Игра – основной вид деятельности дошкольников, в котором принимает участие все дети и, конечно, дети с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. Организуется в форме проведения разного рода игр:

 

О доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ.

 Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям в МДОУ Детский сад № 108 имеется у педагогов в методическом кабинете и в музыкальном зале.

Доступ к информационным ресурсам в сети Интернет обеспечивается автоматически по Wi-Fi-диапазону. Существующие ресурсы позволяют удовлетворить потребности администрации для ведения ежедневной текущей работы и для предварительной подготовки педагогов к образовательной деятельности (планирование, конспекты, изучение ресурсов сторонних сайтов по теме образовательной деятельности).

Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям для воспитанников, в том числе для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется под присмотром педагогов индивидуально или в подгруппе.

Самостоятельный доступ воспитанников к информационным системам и информационно-телекоммуникационным системам, в том числе приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, не осуществляется.

Информация об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья ДОУ.

 Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается самостоятельный доступ обучающихся, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья – не предусмотрены.

Электронные образовательные ресурсы используются педагогами при организации образовательной и совместной деятельности с воспитанниками.

В детском саду для данной деятельности используются: интерактивные игры на развитие познавательных психических процессов и речевого развития, на формирование элементарных математических представлений воспитанников для детей от трех и до семи лет, а также ЭОР разработанные Центром «АДАЛИН» на развитие познавательных психических процессов и произвольности для воспитанников 5 – 7 лет.  Педагоги ДОУ используют в образовательной деятельности с воспитанниками комплект ЭОР «МЕРСИБО»: «Начинаю говорить», «Звуковой калейдоскоп», «Игровая карусель», «Начинаю читать», «Работа над ошибками».

Учебные материалы, для воспроизведения которых используют электронные устройства, являются неотъемлемой частью современной системы образования и используются в нашем учреждении. Техническая инфраструктура информационной среды дошкольного учреждения используется в образовательном процессе и в управлении образовательным учреждением.

Имеющиеся электронные образовательные ресурсы дают возможность:

- подбирать иллюстративный материал к занятиям и для оформления стендов, групп, кабинетов;

- подбирать дополнительный познавательный материал к занятиям;

- знакомиться со сценариями праздников и мероприятий других дошкольных учреждений;

- знакомиться с опытом работы, наработками педагогов России и зарубежья посредством участия в профессиональных интернет сообществах, вебинарах;

- участвовать в дистанционных интернет конкурсах для педагогов и воспитанников;

- создавать электронное «портфолио»;

- оформлять документацию, отчеты и другую учебно-педагогическую документацию, презентации в программе Power Point для повышения эффективности образовательных ситуаций с детьми и педагогической компетенции у родителей.

Для планирования и организации образовательной и совместной деятельности с воспитанниками педагоги используют электронные образовательные ресурсы:

- http://razigrushki.ru  «РазИгрушки» - сайт для детей и их родителей, которые заботятся о гармоничном развитии и воспитании своих детей

- http://www.baby-news.net – «Baby news» - Огромное количество развивающих материалов для детей, сайт будет интересен и родителям и детям

- http://www.zonar.info - «Оригами - Мир своими руками». Сайт посвящён древнему искусству складывания фигурок из бумаги. Здесь вы найдете схемы и видео схем складывания оригами

- http://www.detkiuch.ru – «Обучалки и развивалки для детей» их развития, воспитания, обучения и творчества. Здесь вы найдете статьи о детях, обучающие и развивающие программы для малышей и школьников, которые можно скачать бесплатно, а ребенок непременно захочет посмотреть детское обучающее видео, лучшие мультфильмы, сказки и книги, все игры для развития, разукрашки, картинки, песенки караоке и многое другое; посмотреть или добавить детские произведения (рисунки, стихи и т.п.); все самое необходимое для ребенка (интересные игрушки, софт, музыка, книги, игры ...)

- http://www.multirussia.ru  МУЛЬТИ-РОССИЯ

- Сайт о раннем развитии детей «Рай в шалаше» [Электронный ресурс]. http://homestead.narod.ru(свободный)

- Каталог детских сайтов [Электронный ресурс].  http://kinklub.com(свободный)

- «Ладушки» [Электронный ресурс]. http://ladushki.ru(свободный)

- «Детская игровая комната» [Электронный ресурс].  http://playroom.com.ru(свободный)

«Детский сад.Ру» [Электронный ресурс].  http://www.detskiysad.ru 

- http://teremoc.ru/ Детский портал «Теремок»

- http://pochemu4ka.ru/ Детский портал «Почемучка»

- http://www.klepa.ru/- Детский портал «Клепа»

- http://owl21.ucoz.ru/ Развивающий центр школьников и дошкольников «СОВЁНОК»

Информация о наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ.

 Во время проведения обучающих ситуаций (НОД) и совместной деятельности с воспитанниками с инвалидностью и ОВЗ педагогами детского сада используются:

-  звукоусиливающая аппаратура (магнитофоны, музыкальные центры, портативные беспроводные колонки),

- мультимедийные средства (проектор и экран),

- интерактивная панель и интерактивный стол,

- телевизоры с интерактивным покрытием (12 штук),

- ноутбуки (15 штук),

- цветовые песочные столы

для повышения уровня восприятия учебной информации обучающимися с различными нарушениями. Для разъяснения отдельных вопросов изучаемой темы педагоги дополнительно проводят групповые и индивидуальные обучающие ситуации, в том числе с использованием сети Интернет.

Информация об использовании при реализации образовательной программы электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

В дошкольном образовательном учреждении ЭО и ДОТ используются в образовательном процессе с воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья и детьми - инвалидами, которые не имеют возможности регулярно посещать МДОУ Детский сад № 108 (находящихся в медицинских учреждениях, санатории), а также в период лакдауна (пандемии).

Целью организации обучения с использованием ЭО и ДОТ является предоставление воспитанникам возможности освоения образовательных программ непосредственно по месту его временного пребывания (нахождения). Обучение организуется в удобное для воспитанника и педагогов время с учетом требований СанПина.

При реализации Адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образованияс применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в детском саду применяются разные модели обучения:

- Индивидуальное обучение в режиме онлайн (электронное обучение). Во время онлайн-обучения ребенок вместе с родителями «общается» с педагогом в прямой трансляции, слушает его, выполняет задания, обменивается файлами (видео, презентации). Педагог отвечает на вопросы детей и родителей, сам задает вопросы. Педагог организует обучение в режиме реального времени через Zoom, Skype и социальные сети.

- Дистанционное обучение через интерактивные учебные материалы. Дистанционное обучение через интерактивные учебные материалы организуется двумя путями:

1) использование имеющихся в образовательной организации электронных дидактических игр и материалов;

2) использование интернет - ресурсов.

- Самостоятельная работа родителей с детьми на основе обратной связи с педагогом через электронную почту, интернет-мессенджеры, социальные сети.

В остальных случаях ЭО и ДОТ при взаимодействии с воспитанниками не используется.

Электронное обучение в ДОУ предусмотрено для педагогического и административного состава: использование интернет - ресурсов для подготовки занятий, развлечений, самообразования педагогических работников, а также прослушивания вебинаров, прохождения дистанционных курсов повышения квалификации, профессиональной переподготовки.

- Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации http://www.mon.gov.ru

- Официальный сайт Федерального института развития образования www.firo.ru

- Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru

- Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» http://window.edu.ru

- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru

- Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов 

http://fcior.edu.ru

- Логопед Профи | Центр Развития Ребенка Олеси Жуковой ...https://www.logopedprofi.ru/

- МААМ.RU  https://www.maam.ru/

- Развивающий портал «Мерсибо» https://mersibo.ru/

- Образовательный портал «Продленка» https://www.prodlenka.org/

- Единый урок. рф  онлайн-площадка https://www.xn--d1abkefqip0a2f.xn--p1ai/

- Сетевое издание  «Фонд Образовательной и Научной Деятельности 21 века» https://www.fond21veka.ru/

- «Инфоурок» https://infourok.ru/

- Дошколенок.ру  https://dohcolonoc.ru/

Образовательная социальная сеть nsportal.ru https://nsportal.ru/

Национальная Родительская Ассоциация https://nra-russia.ru/

- «Воспитатель» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: 

http://vospitatel.com.ua/ (свободный)

- «Воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и семье» [Электронный ресурс]. Режим доступа:

 http://doshvozrast.ru/metodich/metodich.htm(свободный)

- Сайт о раннем развитии детей «Рай в шалаше» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: 

http://homestead.narod.ru (свободный)

- Каталог детских сайтов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: 

http://kinklub.com(свободный)

- «Ладушки» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: 

http://ladushki.ru(свободный)

- «Детская игровая комната» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: 

http://playroom.com.ru(свободный)

- «Детский сад.Ру» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: 

http://www.detskiysad.ru (свободный)

- Журнал «Обруч» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: 

http://www.obruch.ru/index.php?id=8&n=7&r=8&s=25(свободный)

- Детский портал «СОЛНЫШКО» http://www.solnet.ee

- МУЛЬТИ-РОССИЯ http://www.multirussia.ru

- Детский портал «Теремок» http://teremoc.ru/

- Детский портал «Почемучка» http://pochemu4ka.ru/

- Детский портал «Клепа» http://www.klepa.ru/

- Развивающий центр школьников и дошкольников «СОВЁНОК»

http://owl21.ucoz.ru/

Сайты о детях с ограниченными возможностями здоровья:

http://www.downsideup.org/ - "Даунсайд Ап" - помощь детям с синдромом Дауна. Цель организации: служба помощи детям с раннего возраста. Сведения о заболевании. Описание действующих программ. Методические материалы. Просьбы о помощи.

http://www.childneurologyinfo.com/main.php - Аутизм и детская неврология. Сайт посвящен вопросам обучения, лечения и сенсорной интеграции детей с неврологическими проблемами, а также просто основным принципам здорового образа жизни, которые крайне важно знать всем в сегодняшнем мире.

Форум родителей детей и взрослых с врождённым пороком сердца (dearheart.ru) - Форум для родителей детей с врождённым пороком сердца, а также взрослых пациентов с ВПС. Обсуждаются вопросы диагностики, лечения пороков сердца, сопутствующие заболевания при ВПС, развитие детей с больным сердцем.

http://www.livingthread.ru/ - «Живая нить» - детский экологический центр, действующий в Москве. Цель - обеспечение условий, при которых ребенок инвалид может быть интегрирован в общество наравне со своими сверстниками, получить профессиональные навыки, заниматься физкультурой и спортом. Большое внимание уделяется иппотерапии.

http://www.fond.org.ru/ - Сайт Регионального Благотворительного Общественного Фонда "Иллюстрированные книжки для маленьких слепых детей" (и для детей с нарушениями зрения).

autistic-society.narod.ru – Общество помощи аутичным детям. На данном сайте содержится информация об аутизме и синдроме Аспергера, а также об имеющихся в городе Перми услугах для детей с аутизмом, их родителей и тех, кто осуществляет уход. Также содержится информация для специалистов.