Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда.
К компетенции Учреждения относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
В составе движимого имущества Учреждения в порядке, установленном Учредителем, выделяется особо ценное движимое имущество, перечень которого определяется Учредителем.
Учреждение осуществляет присмотр и уход за детьми дошкольного возраста. На Учреждение возлагается организация питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей дошкольного возраста, обеспечение соблюдения ими личной гигиены и режима дня.
Учреждение в пределах своей компетенции создает условия для охраны здоровья воспитанников и обеспечивает:
- текущий контроль за состоянием здоровья воспитанников;
- проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий.
Оздоровительная работа в Учреждении осуществляется на основе данных о состоянии здоровья, уровне психофизического, моторного развития воспитанников и с учетом индивидуальных личностных особенностей каждого воспитанника.
Развивающая предметно-пространственная среда групп нашего учреждения достаточно содержательно-насыщенная, эстетически оформлена, легко трансформируется в зависимости от образовательной ситуации и интересов и возможностей детей. Пространство групп разделено на центры активности, учитывая возрастные и индивидуальные особенности воспитанников с ОВЗ.
Расположение мебели, игрового и другого оборудования отвечает требованиям охраны жизни и здоровья детей, санитарно-гигиеническим нормам, принципам функционального комфорта, что позволяет детям свободно перемещаться в пространстве группы и других помещений ДОО. Развивающая предметно-пространственная среда групп имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию.
Насыщенность среды соответствует возрастным и индивидуальным особенностям детей, имеется разнообразие материалов, оборудования, инвентаря, что обеспечивает игровую, познавательную, творческую, двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики.
Наличие различных пространств, а также разнообразие материалов, игр, игрушек и оборудования, периодическая сменяемость игрового материала, появление новых предметов обеспечивают вариативность развивающей предметно-пространственной среды.
В группах созданы условия для успешной интеграции детей со сложной структурой в различные виды детской деятельности (изобразительная и конструктивно-модельная, игровая, физкультурно-оздоровительная, музыкальная, трудовая, театрализованная, опытно-экпериментальная, познавательно-исследовательская). Мобильность среды позволяет детям со сложной структурой нарушений свободно передвигаться в пространстве. В группах все расположено таким образом, что дети имеют свободный доступ ко всем предметам развивающей предметно-пространственной среды и могут самостоятельно либо с помощью сопровождающих лиц реализовать себя в любом виде детской деятельности.
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает реализацию образовательного потенциала пространства детского сада, в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления здоровья воспитанников, учета особенностей и коррекции их развития, а также обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. Развивающая предметно-пространственная образовательная среда создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования, обеспечивает открытость дошкольного образования, а также создает условия для участия родителей в образовательной деятельности.
Доля учебно-методических комплектов, соответствующих ФГОС ДО на сегодняшний момент составляет 93%. В детском саду имеется методический материал по всем образовательным областям (пособия по всем видам детской деятельности), которые помогают решать педагогам задачи образовательной программы, а также требования предъявляемые ФГОС ДО.
Материально-техническая база и оснащенность дошкольной образовательной организации на 01.09.2021 года представлена здесь.
Материально - техническая база учреждения в последние годы претерпела изменения благодаря участию в Государственной программе Республики Карелия "Доступная среда в Республике Карелия" на 2016-2020 г.г.
Информация о специально оборудованных учебных кабинетах
Детский сад оборудован:
Кабинетом педагога — психолога оснащёнными необходимым оборудованием для индивидуальных и подгрупповых коррекционно – развивающих занятий с детьми, (в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья), дидактическими играми и игрушками, компьютером, принтером и пр.
Кабинетами учителей-логопедов (4 кабинетов), учителей-дефектологов (5 кабинетов) оснащёнными мебелью, основным необходимым оборудованием для индивидуальных и подгрупповых коррекционно – развивающих занятий для лиц с ограниченными возможностями здоровья (в том числе детей- инвалидов), столами для пескотерапии с подсветкой, массажными столами, компьютером, зеркалом, набором компьютерных логопедических игр, дидактическими играми и игрушками. Материалом для постановки и автоматизации звуков, развития всех сторон речи и речевого дыхания, развития мелкой моторики, развития психических процессов.
Информация об объектах для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Для обеспечения познавательного и речевого развития детей в ДОУ имеются: материалы и оборудование для организации познавательно-исследовательской деятельности; - 13 ноутбуков, проектор и экран, интерактивная доска (показ демонстрационного материала, мультфильмов, познавательных циклов по природе и социальному окружению), телевизоры во всех группах с интерактивным покрытием.
В детском саду функционирует сенсорная комната, в которой располагается: интерактивная световая панель «Разноцветная гроза», детский уголок с пузырьковой колонной, детский зеркальный уголок с пузырьковой колонной, сухой бассейн, песочный стол с подсветкой.
В группах созданы речевые, познавательно-исследовательские центры и центры природы, обеспеченные необходимыми пособиями, играми и оборудованием.
Художественно-эстетическое развитие: - музыкальный зал (фортепиано, баян, аккордеон, музыкальный центр, DVD плеер, музыкальные инструменты, фонотека, игрушки, ширма для кукольного театра, наборы кукол, костюмы, декорации и др.) - уголки по изодеятельности в группах (наглядные пособия, репродукции, образцы народных промыслов, различный материал и оборудование для продуктивных видов деятельности).
Для социально-личностного развития ребенка организованы: - уголки социально-эмоционального развития детей (в группах) и центры психологической разгрузки, имеется оборудование для организации сюжетно-ролевых игр с учетом полоролевой идентификации; - музейно-образовательное пространство «Крестьянская изба» (предметы народного быта, образцы народных промыслов и др.). В группах созданы центры гражданско-патриотической направленности.
Информация о библиотеках, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Библиотечный фонд составляет – 1902 экземпляра, из них детских книг –500 экземпляров. Библиотечный фонд состоит из методической и детской художественной литературы. Библиотека для педагогического персонала расположена в методическом кабинете, кабинетах специалистов, в каждой группе. Детская художественная литература размещена в каждой группе, подобрана соответственно возрасту детей, (в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья).
Информация об объектах спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Детский сад оборудован:
Спортивным залом для организации физкультурных занятий, двигательной деятельности детей, (в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей- инвалидов), спортивных праздников и развлечений, соревнований, корригирующей гимнастики. Зал оснащен в достаточном количестве разнообразным спортивным инвентарем и спортивным оборудованием: мячами, скакалками, гантелями, мягкими модулями, фитболом, обручами, корригирующими ковриками, шведскими стенками, спортивным уголком, детскими тренажерами, скамейками, оборудованием для баскетбола.
Плавательным бассейном оборудованным подъёмником для детей – инвалидов, также в бассейне имеется различное оборудование для плавания: нудлы, гантели, нарукавники, плавательные круги и др.
В группах детского сада созданы центры для физического развития, где представлено спортивное оборудование, позволяющее решать оздоровительные задачи и задачи, направленные на двигательную активность воспитанников.
Медицинским блоком, который включает в себя: медицинский кабинет; прививочный кабинет, изолятор;
Спортивной площадкой на территории — для организации и проведения физкультурных занятий на улице, гимнастики, спортивных соревнований с детьми, (в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей- инвалидов). Она оснащена полосой препятствий, оборудованием для лазания, для развития баланса и координации движений и полем для игры в баскетбол и футбол. Имеется выносное оборудование для подвижных, спортивных игр и упражнений (игр с мячом, тенниса, бадминтона, скакалки, самокаты и пр).
Развивающая предметно-пространственная среда групп нашего учреждения достаточно содержательно-насыщенная, эстетически оформлена, легко трансформируется в зависимости от образовательной ситуации и интересов, и возможностей детей.
Пространство групп разделено на центры активности, учитывая возрастные и индивидуальные особенности воспитанников с ОВЗ.
Расположение мебели, игрового и другого оборудования отвечает требованиям охраны жизни и здоровья детей, санитарно-гигиеническим нормам, принципам функционального комфорта, что позволяет детям свободно перемещаться в пространстве группы и других помещений ДОО. Развивающая предметно-пространственная среда групп имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию.
Насыщенность среды соответствует возрастным и индивидуальным особенностям детей, имеется разнообразие материалов, оборудования, инвентаря, что обеспечивает игровую, познавательную, творческую, двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики.
Наличие различных пространств, а также разнообразие материалов, игр, игрушек и оборудования, периодическая сменяемость игрового материала, появление новых предметов обеспечивают вариативность развивающей предметно-пространственной среды.
В группах созданы условия для успешной интеграции детей со сложной структурой в различные виды детской деятельности (изобразительная и конструктивно-модельная, игровая, физкультурно-оздоровительная, музыкальная, трудовая, театрализованная, опытно-экпериментальная, познавательно-исследовательская). Мобильность среды позволяет детям со сложной структурой нарушений свободно передвигаться в пространстве. В группах все расположено таким образом, что дети имеют свободный доступ ко всем предметам развивающей предметно-пространственной среды и могут самостоятельно либо с помощью сопровождающих лиц реализовать себя в любом виде детской деятельности.
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает реализацию образовательного потенциала пространства детского сада, в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления здоровья воспитанников, учета особенностей и коррекции их развития, а также обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. Развивающая предметно-пространственная образовательная среда создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования, обеспечивает открытость дошкольного образования, а также создает условия для участия родителей в образовательной деятельности.
В детском саду оборудованы санитарно-гигиенические помещения во всех группах, а также произведена реконструкция центрального тамбура (центральная дверь открывается автоматически), заменены двери в музыкальном зале. Установлены мнемосхемы и произведена цветовая маркировка. По всему периметру детского сада вдоль стен установлены поручни.
О доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям в МДОУ Детский сад № 108 имеется у педагогов в методическом кабинете и в музыкальном зале.
Доступ к информационным ресурсам в сети Интернет обеспечивается автоматически по Wi-Fi-диапазону. Существующие ресурсы позволяют удовлетворить потребности администрации для ведения ежедневной текущей работы и для предварительной подготовки педагогов к образовательной деятельности (планирование, конспекты, изучение ресурсов сторонних сайтов по теме образовательной деятельности).
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям для воспитанников, в том числе для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется под присмотром педагогов индивидуально или в подгруппе.
Самостоятельный доступ воспитанников к информационным системам и информационно-телекоммуникационным системам, в том числе приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, не осуществляется.
Информация об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья ДОУ.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается самостоятельный доступ обучающихся, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья – не предусмотрены.
Электронные образовательные ресурсы используются педагогами при организации образовательной и совместной деятельности с воспитанниками.
В детском саду для данной деятельности используются: интерактивные игры на развитие познавательных психических процессов и речевого развития, на формирование элементарных математических представлений воспитанников для детей от трех и до семи лет, а также ЭОР разработанные Центром «АДАЛИН» на развитие познавательных психических процессов и произвольности для воспитанников 5 – 7 лет. Педагоги ДОУ используют в образовательной деятельности с воспитанниками комплект ЭОР «МЕРСИБО»: «Начинаю говорить», «Звуковой калейдоскоп», «Игровая карусель», «Начинаю читать», «Работа над ошибками».
Учебные материалы, для воспроизведения которых используют электронные устройства, являются неотъемлемой частью современной системы образования и используются в нашем учреждении. Техническая инфраструктура информационной среды дошкольного учреждения используется в образовательном процессе и в управлении образовательным учреждением.
Имеющиеся электронные образовательные ресурсы дают возможность:
- подбирать иллюстративный материал к занятиям и для оформления стендов, групп, кабинетов;
- подбирать дополнительный познавательный материал к занятиям;
- знакомиться со сценариями праздников и мероприятий других дошкольных учреждений;
- знакомиться с опытом работы, наработками педагогов России и зарубежья посредством участия в профессиональных интернет сообществах, вебинарах;
- участвовать в дистанционных интернет конкурсах для педагогов и воспитанников;
- создавать электронное «портфолио»;
- оформлять документацию, отчеты и другую учебно-педагогическую документацию, презентации в программе Power Point для повышения эффективности образовательных ситуаций с детьми и педагогической компетенции у родителей.
Для планирования и организации образовательной и совместной деятельности с воспитанниками педагоги используют электронные образовательные ресурсы:
- http://razigrushki.ru «РазИгрушки» - сайт для детей и их родителей, которые заботятся о гармоничном развитии и воспитании своих детей
- http://www.baby-news.net – «Baby news» - Огромное количество развивающих материалов для детей, сайт будет интересен и родителям и детям
- http://www.zonar.info - «Оригами - Мир своими руками». Сайт посвящён древнему искусству складывания фигурок из бумаги. Здесь вы найдете схемы и видео схем складывания оригами
- http://www.detkiuch.ru – «Обучалки и развивалки для детей» их развития, воспитания, обучения и творчества. Здесь вы найдете статьи о детях, обучающие и развивающие программы для малышей и школьников, которые можно скачать бесплатно, а ребенок непременно захочет посмотреть детское обучающее видео, лучшие мультфильмы, сказки и книги, все игры для развития, разукрашки, картинки, песенки караоке и многое другое; посмотреть или добавить детские произведения (рисунки, стихи и т.п.); все самое необходимое для ребенка (интересные игрушки, софт, музыка, книги, игры ...)
- http://www.multirussia.ru МУЛЬТИ-РОССИЯ
- Сайт о раннем развитии детей «Рай в шалаше» [Электронный ресурс]. http://homestead.narod.ru(свободный)
- Каталог детских сайтов [Электронный ресурс]. http://kinklub.com(свободный)
- «Ладушки» [Электронный ресурс]. http://ladushki.ru(свободный)
- «Детская игровая комната» [Электронный ресурс]. http://playroom.com.ru(свободный)
«Детский сад.Ру» [Электронный ресурс]. http://www.detskiysad.ru
- http://teremoc.ru/ Детский портал «Теремок»
- http://pochemu4ka.ru/ Детский портал «Почемучка»
- http://www.klepa.ru/- Детский портал «Клепа»
- http://owl21.ucoz.ru/ Развивающий центр школьников и дошкольников «СОВЁНОК»
Информация о наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ.
Во время проведения обучающих ситуаций (НОД) и совместной деятельности с воспитанниками с инвалидностью и ОВЗ педагогами детского сада используются:
- звукоусиливающая аппаратура (магнитофоны, музыкальные центры, портативные беспроводные колонки),
- мультимедийные средства (проектор и экран),
- интерактивная панель и интерактивный стол,
- телевизоры с интерактивным покрытием (12 штук),
- ноутбуки (15 штук),
- цветовые песочные столы для повышения уровня восприятия учебной информации обучающимися с различными нарушениями. Для разъяснения отдельных вопросов изучаемой темы педагоги дополнительно проводят групповые и индивидуальные обучающие ситуации, в том числе с использованием сети Интернет.
Информация об использовании при реализации образовательной программы электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
В дошкольном образовательном учреждении ЭО и ДОТ используются в образовательном процессе с воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья и детьми - инвалидами, которые не имеют возможности регулярно посещать МДОУ Детский сад № 108 (находящихся в медицинских учреждениях, санатории), а также в период лакдауна (пандемии).
Целью организации обучения с использованием ЭО и ДОТ является предоставление воспитанникам возможности освоения образовательных программ непосредственно по месту его временного пребывания (нахождения). Обучение организуется в удобное для воспитанника и педагогов время с учетом требований СанПина.
При реализации Адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образованияс применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в детском саду применяются разные модели обучения:
- Индивидуальное обучение в режиме онлайн (электронное обучение). Во время онлайн-обучения ребенок вместе с родителями «общается» с педагогом в прямой трансляции, слушает его, выполняет задания, обменивается файлами (видео, презентации). Педагог отвечает на вопросы детей и родителей, сам задает вопросы. Педагог организует обучение в режиме реального времени через Zoom, Skype и социальные сети.
- Дистанционное обучение через интерактивные учебные материалы. Дистанционное обучение через интерактивные учебные материалы организуется двумя путями:
1) использование имеющихся в образовательной организации электронных дидактических игр и материалов;
2) использование интернет - ресурсов.
- Самостоятельная работа родителей с детьми на основе обратной связи с педагогом через электронную почту, интернет-мессенджеры, социальные сети.
В остальных случаях ЭО и ДОТ при взаимодействии с воспитанниками не используется.
Электронное обучение в ДОУ предусмотрено для педагогического и административного состава: использование интернет - ресурсов для подготовки занятий, развлечений, самообразования педагогических работников, а также прослушивания вебинаров, прохождения дистанционных курсов повышения квалификации, профессиональной переподготовки.
- Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации http://www.mon.gov.ru
- Официальный сайт Федерального института развития образования www.firo.ru
- Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru
- Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» http://window.edu.ru
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru
- Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
- http://fcior.edu.ru
- Логопед Профи | Центр Развития Ребенка Олеси Жуковой ...https://www.logopedprofi.ru/
- МААМ.RU https://www.maam.ru/
- Развивающий портал «Мерсибо» https://mersibo.ru/
- Образовательный портал «Продленка» https://www.prodlenka.org/
- Единый урок. рф онлайн-площадка https://www.xn--d1abkefqip0a2f.xn--p1ai/
- Сетевое издание «Фонд Образовательной и Научной Деятельности 21 века» https://www.fond21veka.ru/
- «Инфоурок» https://infourok.ru/
- Дошколенок.ру https://dohcolonoc.ru/
- Образовательная социальная сеть nsportal.ru https://nsportal.ru/
- Национальная Родительская Ассоциация https://nra-russia.ru/
- «Воспитатель» [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
- http://vospitatel.com.ua/ (свободный)
- «Воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и семье» [Электронный ресурс]. Режим доступа:
- http://doshvozrast.ru/metodich/metodich.htm(свободный)
- Сайт о раннем развитии детей «Рай в шалаше» [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
- http://homestead.narod.ru (свободный)
- Каталог детских сайтов [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
- http://kinklub.com(свободный)
- «Ладушки» [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
- http://ladushki.ru(свободный)
- «Детская игровая комната» [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
- http://playroom.com.ru(свободный)
- «Детский сад.Ру» [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
- http://www.detskiysad.ru (свободный)
- Журнал «Обруч» [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
- http://www.obruch.ru/index.php?id=8&n=7&r=8&s=25(свободный)
- Детский портал «СОЛНЫШКО» http://www.solnet.ee
- МУЛЬТИ-РОССИЯ http://www.multirussia.ru
- Детский портал «Теремок» http://teremoc.ru/
- Детский портал «Почемучка» http://pochemu4ka.ru/
- Детский портал «Клепа» http://www.klepa.ru/
- Развивающий центр школьников и дошкольников «СОВЁНОК»
- http://owl21.ucoz.ru/
Сайты о детях с ограниченными возможностями здоровья:
http://www.downsideup.org/ - "Даунсайд Ап" - помощь детям с синдромом Дауна. Цель организации: служба помощи детям с раннего возраста. Сведения о заболевании. Описание действующих программ. Методические материалы. Просьбы о помощи.
http://www.childneurologyinfo.com/main.php - Аутизм и детская неврология. Сайт посвящен вопросам обучения, лечения и сенсорной интеграции детей с неврологическими проблемами, а также просто основным принципам здорового образа жизни, которые крайне важно знать всем в сегодняшнем мире.
Форум родителей детей и взрослых с врождённым пороком сердца (dearheart.ru) - Форум для родителей детей с врождённым пороком сердца, а также взрослых пациентов с ВПС. Обсуждаются вопросы диагностики, лечения пороков сердца, сопутствующие заболевания при ВПС, развитие детей с больным сердцем.
http://www.livingthread.ru/ - «Живая нить» - детский экологический центр, действующий в Москве. Цель - обеспечение условий, при которых ребенок инвалид может быть интегрирован в общество наравне со своими сверстниками, получить профессиональные навыки, заниматься физкультурой и спортом. Большое внимание уделяется иппотерапии.
http://www.fond.org.ru/ - Сайт Регионального Благотворительного Общественного Фонда "Иллюстрированные книжки для маленьких слепых детей" (и для детей с нарушениями зрения).
autistic-society.narod.ru – Общество помощи аутичным детям. На данном сайте содержится информация об аутизме и синдроме Аспергера, а также об имеющихся в городе Перми услугах для детей с аутизмом, их родителей и тех, кто осуществляет уход. Также содержится информация для специалистов.
Смотрите также
- качественный и количественный состав материально-технической базы организации
- Отчет о результатах деятельности муниципального учреждения Петрозаводского городского округа и использовании закрепленного за ним имущества на 01.01.2022
- Уведомление об отсутствии движения особо ценного имущества в течение 2018 г.
- Постановление Об утверждении Перечня особо ценного движимого имущества МДОУ "Детский сад № 108" № 887 от 23.03.2017
Доступная среда
Информация о специальных условиях для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Информация о специально оборудованных учебных кабинетах
Детский сад оборудован:
Кабинетом педагога — психолога оснащёнными необходимым оборудованием для индивидуальных и подгрупповых коррекционно – развивающих занятий с детьми, (в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья), дидактическими играми и игрушками, компьютером, принтером и пр.
Кабинетами учителей-логопедов (4 кабинета), учителей-дефектологов (5 кабинетов) оснащёнными мебелью, основным необходимым оборудованием для индивидуальных и подгрупповых коррекционно – развивающих занятий для лиц с ограниченными возможностями здоровья (в том числе детей- инвалидов), столами для пескотерапии с подсветкой, массажными столами, компьютером, зеркалом, набором компьютерных логопедических игр, дидактическими играми и игрушками. Материалом для постановки и автоматизации звуков, развития всех сторон речи и речевого дыхания, развития мелкой моторики, развития психических процессов.
Информация об объектах для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Для обеспечения познавательного и речевого развития детей в ДОУ имеются: материалы и оборудование для организации познавательно-исследовательской деятельности; - 13 ноутбуков, проектор и экран, интерактивная доска (показ демонстрационного материала, мультфильмов, познавательных циклов по природе и социальному окружению), телевизоры во всех группах с интерактивным покрытием.
В детском саду функционирует сенсорная комната, в которой располагается: интерактивная световая панель «Разноцветная гроза», детский уголок с пузырьковой колонной, детский зеркальный уголок с пузырьковой колонной, сухой бассейн, песочный стол с подсветкой.
В группах созданы речевые, познавательно-исследовательские центры и центры природы, обеспеченные необходимыми пособиями, играми и оборудованием.
Художественно-эстетическое развитие: - музыкальный зал (фортепиано, баян, аккордеон, музыкальный центр, DVD плеер, музыкальные инструменты, фонотека, игрушки, ширма для кукольного театра, наборы кукол, костюмы, декорации и др.) - уголки по изодеятельности в группах (наглядные пособия, репродукции, образцы народных промыслов, различный материал и оборудование для продуктивных видов деятельности).
Для социально-личностного развития ребенка организованы: - уголки социально-эмоционального развития детей (в группах) и центры психологической разгрузки, имеется оборудование для организации сюжетно-ролевых игр с учетом полоролевой идентификации; - музейно-образовательное пространство «Крестьянская изба» (предметы народного быта, образцы народных промыслов и др.). В группах созданы центры гражданско-патриотической направленности.
Информация о библиотеках, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Библиотечный фонд составляет – 1902 экземпляра, из них детских книг –500 экземпляров. Библиотечный фонд состоит из методической и детской художественной литературы. Библиотека для педагогического персонала расположена в методическом кабинете, кабинетах специалистов, в каждой группе. Детская художественная литература размещена в каждой группе, подобрана соответственно возрасту детей, (в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья).
Информация об объектах спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Детский сад оборудован:
Спортивным залом для организации физкультурных занятий, двигательной деятельности детей, (в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей- инвалидов), спортивных праздников и развлечений, соревнований, корригирующей гимнастики. Зал оснащен в достаточном количестве разнообразным спортивным инвентарем и спортивным оборудованием: мячами, скакалками, гантелями, мягкими модулями, фитболом, обручами, корригирующими ковриками, шведскими стенками, спортивным уголком, детскими тренажерами, скамейками, оборудованием для баскетбола.
Плавательным бассейном оборудованным подъёмником для детей – инвалидов, также в бассейне имеется различное оборудование для плавания: нудлы, гантели, нарукавники, плавательные круги и др.
В группах детского сада созданы центры для физического развития, где представлено спортивное оборудование, позволяющее решать оздоровительные задачи и задачи, направленные на двигательную активность воспитанников.
Медицинским блоком, который включает в себя: медицинский кабинет; прививочный кабинет, изолятор;
Спортивной площадкой на территории — для организации и проведения физкультурных занятий на улице, гимнастики, спортивных соревнований с детьми, (в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей- инвалидов). Она оснащена полосой препятствий, оборудованием для лазания, для развития баланса и координации движений и полем для игры в баскетбол и футбол. Имеется выносное оборудование для подвижных, спортивных игр и упражнений (игр с мячом, тенниса, бадминтона, скакалки, самокаты и пр).
Развивающая предметно-пространственная среда групп нашего учреждения достаточно содержательно-насыщенная, эстетически оформлена, легко трансформируется в зависимости от образовательной ситуации и интересов, и возможностей детей.
Пространство групп разделено на центры активности, учитывая возрастные и индивидуальные особенности воспитанников с ОВЗ.
Расположение мебели, игрового и другого оборудования отвечает требованиям охраны жизни и здоровья детей, санитарно-гигиеническим нормам, принципам функционального комфорта, что позволяет детям свободно перемещаться в пространстве группы и других помещений ДОО. Развивающая предметно-пространственная среда групп имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию.
Насыщенность среды соответствует возрастным и индивидуальным особенностям детей, имеется разнообразие материалов, оборудования, инвентаря, что обеспечивает игровую, познавательную, творческую, двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики.
Наличие различных пространств, а также разнообразие материалов, игр, игрушек и оборудования, периодическая сменяемость игрового материала, появление новых предметов обеспечивают вариативность развивающей предметно-пространственной среды.
В группах созданы условия для успешной интеграции детей со сложной структурой в различные виды детской деятельности (изобразительная и конструктивно-модельная, игровая, физкультурно-оздоровительная, музыкальная, трудовая, театрализованная, опытно-экпериментальная, познавательно-исследовательская). Мобильность среды позволяет детям со сложной структурой нарушений свободно передвигаться в пространстве. В группах все расположено таким образом, что дети имеют свободный доступ ко всем предметам развивающей предметно-пространственной среды и могут самостоятельно либо с помощью сопровождающих лиц реализовать себя в любом виде детской деятельности.
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает реализацию образовательного потенциала пространства детского сада, в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления здоровья воспитанников, учета особенностей и коррекции их развития, а также обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. Развивающая предметно-пространственная образовательная среда создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования, обеспечивает открытость дошкольного образования, а также создает условия для участия родителей в образовательной деятельности.
В детском саду оборудованы санитарно-гигиенические помещения во всех группах, а также произведена реконструкция центрального тамбура (центральная дверь открывается автоматически), заменены двери в музыкальном зале. Установлены мнемосхемы и произведена цветовая маркировка. По всему периметру детского сада вдоль стен установлены поручни.
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Средства обучения и воспитания – это те материалы, с помощью которых воспитатель, а также учитель-логопед, учитель-дефектолог осуществляют обучающее воздействие (учебный процесс). К средствам обучения относятся предметы материальной и духовной культуры, которые используются при решении педагогических задач.
Реализовать принцип наглядности в обучении помогают визуальные средства. В МДОУ «Детский сад № 108» широко используются предметы и объекты природной и искусственной среды: карты, схемы, диаграммы, модели, дорожные знаки, математические символы, наглядные пособия, мультфильмы. При использовании наглядных средств соблюдается ряд условий: применяемая наглядность должна соответствовать возрасту воспитанников; она должна использоваться в меру и показывать ее следует только в соответствующий момент занятия; наглядность должна быть эстетически выполнена. Рационально используются новые информационные технологии. Они, несмотря на высокую эффективность, не могут заменить живое слово педагога, непосредственное общение с ребенком.
В МДОУ «Детский сад № 108» используются следующие средства обучения и воспитания:
Печатные
(учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, атласы, рабочие тетради; для детей с особыми потребностями – специальные учебные пособия и т.д.);
Визуальные (зрительные):
- карты;
- картины;
- модели, муляжи, макеты;
- магнитные доски
Электронные образовательные ресурсы:
- мультимедийные энциклопедии для детей;
- сетевые образовательные ресурсы
Аудиальные (слуховые):
- магнитофоны;
- музыкальный центр
Аудиовизуальные (зрительно-слуховые):
- образовательные видеофильмы;
- презентации
Средства, автоматизирующие процесс обучения:
- компьютеры;
- мультимедийное оборудование;
- интерактивные доски
- проекторы
- телевизоры
Словесные:
- художественная литература;
- словари;
- учебные пособия
- другая необходимая литература
Спортивное оборудование:
- тренажеры
- гимнастическое оборудование
- спортивные снаряды
- мячи, скакалки, обручи и т.п.
О средствах воспитания
1. Общение как средство воспитания
а) непосредственное, в форме прямых контактов воспитателя и воспитанника, индивидуальные беседы;
б) опосредованное, проявляющееся в том, что педагог направляет свои воздействия не на воспитанника, а на знания, которые тот должен усвоить, на качества личности, которые он должен сформировать, на ценности, в которых он должен определенным образом сориентироваться. Реализуется через досуги, праздники и мероприятия.
2. Учение как средство воспитания
В ходе обучения воспитывающее влияние на обучающихся оказывают содержание изучаемого материала, формы и методы учебной работы, личность педагога, его отношение к воспитанникам, а также обстановка в группе.
С целью повышения эффективности воспитательного воздействия практикуется совместная продуктивная деятельность детей. В основе такой деятельности лежит взаимодействие, в ходе которого дети: а) выясняют условия совместного выполнения задания; б) организуют его взаимное обсуждение; в) фиксируют ход совместной работы; г) обсуждают полученные результаты; д) оценивают успехи каждого.
Совместная деятельность становится продуктивной, если она осуществляется при условии включения каждого ребенка, в том числе ребенка-инвалида, в решение задач в начале процесса усвоения нового материала, а также при активном его сотрудничестве с воспитателем и другими детьми.
3. Труд как средство воспитания
Воспитательная сила труда заключается преимущественно в том, что достижение его цели и удовлетворение вследствие этого какой-то потребности влечет за собой появление новых потребностей. Осуществляется через
- дежурство;
- выполнение трудовых поручений
4. Игра как средство воспитания
Игра – основной вид деятельности дошкольников, в котором принимает участие все дети и, конечно, дети с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. Организуется в форме проведения разного рода игр:
-
сюжетно-ролевые;
-
спортивные;
-
соревновательные;
-
дидактические.
О доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям в МДОУ Детский сад № 108 имеется у педагогов в методическом кабинете и в музыкальном зале.
Доступ к информационным ресурсам в сети Интернет обеспечивается автоматически по Wi-Fi-диапазону. Существующие ресурсы позволяют удовлетворить потребности администрации для ведения ежедневной текущей работы и для предварительной подготовки педагогов к образовательной деятельности (планирование, конспекты, изучение ресурсов сторонних сайтов по теме образовательной деятельности).
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям для воспитанников, в том числе для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется под присмотром педагогов индивидуально или в подгруппе.
Самостоятельный доступ воспитанников к информационным системам и информационно-телекоммуникационным системам, в том числе приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, не осуществляется.
Информация об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья ДОУ.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается самостоятельный доступ обучающихся, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья – не предусмотрены.
Электронные образовательные ресурсы используются педагогами при организации образовательной и совместной деятельности с воспитанниками.
В детском саду для данной деятельности используются: интерактивные игры на развитие познавательных психических процессов и речевого развития, на формирование элементарных математических представлений воспитанников для детей от трех и до семи лет, а также ЭОР разработанные Центром «АДАЛИН» на развитие познавательных психических процессов и произвольности для воспитанников 5 – 7 лет. Педагоги ДОУ используют в образовательной деятельности с воспитанниками комплект ЭОР «МЕРСИБО»: «Начинаю говорить», «Звуковой калейдоскоп», «Игровая карусель», «Начинаю читать», «Работа над ошибками».
Учебные материалы, для воспроизведения которых используют электронные устройства, являются неотъемлемой частью современной системы образования и используются в нашем учреждении. Техническая инфраструктура информационной среды дошкольного учреждения используется в образовательном процессе и в управлении образовательным учреждением.
Имеющиеся электронные образовательные ресурсы дают возможность:
- подбирать иллюстративный материал к занятиям и для оформления стендов, групп, кабинетов;
- подбирать дополнительный познавательный материал к занятиям;
- знакомиться со сценариями праздников и мероприятий других дошкольных учреждений;
- знакомиться с опытом работы, наработками педагогов России и зарубежья посредством участия в профессиональных интернет сообществах, вебинарах;
- участвовать в дистанционных интернет конкурсах для педагогов и воспитанников;
- создавать электронное «портфолио»;
- оформлять документацию, отчеты и другую учебно-педагогическую документацию, презентации в программе Power Point для повышения эффективности образовательных ситуаций с детьми и педагогической компетенции у родителей.
Для планирования и организации образовательной и совместной деятельности с воспитанниками педагоги используют электронные образовательные ресурсы:
- http://razigrushki.ru «РазИгрушки» - сайт для детей и их родителей, которые заботятся о гармоничном развитии и воспитании своих детей
- http://www.baby-news.net – «Baby news» - Огромное количество развивающих материалов для детей, сайт будет интересен и родителям и детям
- http://www.zonar.info - «Оригами - Мир своими руками». Сайт посвящён древнему искусству складывания фигурок из бумаги. Здесь вы найдете схемы и видео схем складывания оригами
- http://www.detkiuch.ru – «Обучалки и развивалки для детей» их развития, воспитания, обучения и творчества. Здесь вы найдете статьи о детях, обучающие и развивающие программы для малышей и школьников, которые можно скачать бесплатно, а ребенок непременно захочет посмотреть детское обучающее видео, лучшие мультфильмы, сказки и книги, все игры для развития, разукрашки, картинки, песенки караоке и многое другое; посмотреть или добавить детские произведения (рисунки, стихи и т.п.); все самое необходимое для ребенка (интересные игрушки, софт, музыка, книги, игры ...)
- http://www.multirussia.ru МУЛЬТИ-РОССИЯ
- Сайт о раннем развитии детей «Рай в шалаше» [Электронный ресурс]. http://homestead.narod.ru(свободный)
- Каталог детских сайтов [Электронный ресурс]. http://kinklub.com(свободный)
- «Ладушки» [Электронный ресурс]. http://ladushki.ru(свободный)
- «Детская игровая комната» [Электронный ресурс]. http://playroom.com.ru(свободный)
«Детский сад.Ру» [Электронный ресурс]. http://www.detskiysad.ru
- http://teremoc.ru/ Детский портал «Теремок»
- http://pochemu4ka.ru/ Детский портал «Почемучка»
- http://www.klepa.ru/- Детский портал «Клепа»
- http://owl21.ucoz.ru/ Развивающий центр школьников и дошкольников «СОВЁНОК»
Информация о наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ.
Во время проведения обучающих ситуаций (НОД) и совместной деятельности с воспитанниками с инвалидностью и ОВЗ педагогами детского сада используются:
- звукоусиливающая аппаратура (магнитофоны, музыкальные центры, портативные беспроводные колонки),
- мультимедийные средства (проектор и экран),
- интерактивная панель и интерактивный стол,
- телевизоры с интерактивным покрытием (12 штук),
- ноутбуки (15 штук),
- цветовые песочные столы
для повышения уровня восприятия учебной информации обучающимися с различными нарушениями. Для разъяснения отдельных вопросов изучаемой темы педагоги дополнительно проводят групповые и индивидуальные обучающие ситуации, в том числе с использованием сети Интернет.
Информация об использовании при реализации образовательной программы электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
В дошкольном образовательном учреждении ЭО и ДОТ используются в образовательном процессе с воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья и детьми - инвалидами, которые не имеют возможности регулярно посещать МДОУ Детский сад № 108 (находящихся в медицинских учреждениях, санатории), а также в период лакдауна (пандемии).
Целью организации обучения с использованием ЭО и ДОТ является предоставление воспитанникам возможности освоения образовательных программ непосредственно по месту его временного пребывания (нахождения). Обучение организуется в удобное для воспитанника и педагогов время с учетом требований СанПина.
При реализации Адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в детском саду применяются разные модели обучения:
- Индивидуальное обучение в режиме онлайн (электронное обучение). Во время онлайн-обучения ребенок вместе с родителями «общается» с педагогом в прямой трансляции, слушает его, выполняет задания, обменивается файлами (видео, презентации). Педагог отвечает на вопросы детей и родителей, сам задает вопросы. Педагог организует обучение в режиме реального времени через Zoom, Skype и социальные сети.
- Дистанционное обучение через интерактивные учебные материалы. Дистанционное обучение через интерактивные учебные материалы организуется двумя путями:
1) использование имеющихся в образовательной организации электронных дидактических игр и материалов;
2) использование интернет - ресурсов.
- Самостоятельная работа родителей с детьми на основе обратной связи с педагогом через электронную почту, интернет-мессенджеры, социальные сети.
В остальных случаях ЭО и ДОТ при взаимодействии с воспитанниками не используется.
Электронное обучение в ДОУ предусмотрено для педагогического и административного состава: использование интернет - ресурсов для подготовки занятий, развлечений, самообразования педагогических работников, а также прослушивания вебинаров, прохождения дистанционных курсов повышения квалификации, профессиональной переподготовки.
- Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации http://www.mon.gov.ru
- Официальный сайт Федерального института развития образования www.firo.ru
- Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru
- Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» http://window.edu.ru
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru
- Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
- Логопед Профи | Центр Развития Ребенка Олеси Жуковой ...https://www.logopedprofi.ru/
- МААМ.RU https://www.maam.ru/
- Развивающий портал «Мерсибо» https://mersibo.ru/
- Образовательный портал «Продленка» https://www.prodlenka.org/
- Единый урок. рф онлайн-площадка https://www.xn--d1abkefqip0a2f.xn--p1ai/
- Сетевое издание «Фонд Образовательной и Научной Деятельности 21 века» https://www.fond21veka.ru/
- «Инфоурок» https://infourok.ru/
- Дошколенок.ру https://dohcolonoc.ru/
Образовательная социальная сеть nsportal.ru https://nsportal.ru/
Национальная Родительская Ассоциация https://nra-russia.ru/
- «Воспитатель» [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://vospitatel.com.ua/ (свободный)
- «Воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и семье» [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://doshvozrast.ru/metodich/metodich.htm(свободный)
- Сайт о раннем развитии детей «Рай в шалаше» [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://homestead.narod.ru (свободный)
- Каталог детских сайтов [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://kinklub.com(свободный)
- «Ладушки» [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://ladushki.ru(свободный)
- «Детская игровая комната» [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://playroom.com.ru(свободный)
- «Детский сад.Ру» [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://www.detskiysad.ru (свободный)
- Журнал «Обруч» [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://www.obruch.ru/index.php?id=8&n=7&r=8&s=25(свободный)
- Детский портал «СОЛНЫШКО» http://www.solnet.ee
- МУЛЬТИ-РОССИЯ http://www.multirussia.ru
- Детский портал «Теремок» http://teremoc.ru/
- Детский портал «Почемучка» http://pochemu4ka.ru/
- Детский портал «Клепа» http://www.klepa.ru/
- Развивающий центр школьников и дошкольников «СОВЁНОК»
Сайты о детях с ограниченными возможностями здоровья:
http://www.downsideup.org/ - "Даунсайд Ап" - помощь детям с синдромом Дауна. Цель организации: служба помощи детям с раннего возраста. Сведения о заболевании. Описание действующих программ. Методические материалы. Просьбы о помощи.
http://www.childneurologyinfo.com/main.php - Аутизм и детская неврология. Сайт посвящен вопросам обучения, лечения и сенсорной интеграции детей с неврологическими проблемами, а также просто основным принципам здорового образа жизни, которые крайне важно знать всем в сегодняшнем мире.
Форум родителей детей и взрослых с врождённым пороком сердца (dearheart.ru) - Форум для родителей детей с врождённым пороком сердца, а также взрослых пациентов с ВПС. Обсуждаются вопросы диагностики, лечения пороков сердца, сопутствующие заболевания при ВПС, развитие детей с больным сердцем.
http://www.livingthread.ru/ - «Живая нить» - детский экологический центр, действующий в Москве. Цель - обеспечение условий, при которых ребенок инвалид может быть интегрирован в общество наравне со своими сверстниками, получить профессиональные навыки, заниматься физкультурой и спортом. Большое внимание уделяется иппотерапии.
http://www.fond.org.ru/ - Сайт Регионального Благотворительного Общественного Фонда "Иллюстрированные книжки для маленьких слепых детей" (и для детей с нарушениями зрения).
autistic-society.narod.ru – Общество помощи аутичным детям. На данном сайте содержится информация об аутизме и синдроме Аспергера, а также об имеющихся в городе Перми услугах для детей с аутизмом, их родителей и тех, кто осуществляет уход. Также содержится информация для специалистов.
-
Паспорт доступности
Информация о специальных условиях для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Информация о специально оборудованных учебных кабинетах
Детский сад оборудован:
Кабинетом педагога — психолога оснащёнными необходимым оборудованием для индивидуальных и подгрупповых коррекционно – развивающих занятий с детьми, (в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья), дидактическими играми и игрушками, компьютером, принтером и пр.
Кабинетами учителей-логопедов (4 кабинета), учителей-дефектологов (5 кабинетов) оснащёнными мебелью, основным необходимым оборудованием для индивидуальных и подгрупповых коррекционно – развивающих занятий для лиц с ограниченными возможностями здоровья (в том числе детей- инвалидов), столами для пескотерапии с подсветкой, массажными столами, компьютером, зеркалом, набором компьютерных логопедических игр, дидактическими играми и игрушками. Материалом для постановки и автоматизации звуков, развития всех сторон речи и речевого дыхания, развития мелкой моторики, развития психических процессов.
Информация об объектах для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Для обеспечения познавательного и речевого развития детей в ДОУ имеются: материалы и оборудование для организации познавательно-исследовательской деятельности; - 13 ноутбуков, проектор и экран, интерактивная доска (показ демонстрационного материала, мультфильмов, познавательных циклов по природе и социальному окружению), телевизоры во всех группах с интерактивным покрытием.
В детском саду функционирует сенсорная комната, в которой располагается: интерактивная световая панель «Разноцветная гроза», детский уголок с пузырьковой колонной, детский зеркальный уголок с пузырьковой колонной, сухой бассейн, песочный стол с подсветкой.
В группах созданы речевые, познавательно-исследовательские центры и центры природы, обеспеченные необходимыми пособиями, играми и оборудованием.
Художественно-эстетическое развитие: - музыкальный зал (фортепиано, баян, аккордеон, музыкальный центр, DVD плеер, музыкальные инструменты, фонотека, игрушки, ширма для кукольного театра, наборы кукол, костюмы, декорации и др.) - уголки по изодеятельности в группах (наглядные пособия, репродукции, образцы народных промыслов, различный материал и оборудование для продуктивных видов деятельности).
Для социально-личностного развития ребенка организованы: - уголки социально-эмоционального развития детей (в группах) и центры психологической разгрузки, имеется оборудование для организации сюжетно-ролевых игр с учетом полоролевой идентификации; - музейно-образовательное пространство «Крестьянская изба» (предметы народного быта, образцы народных промыслов и др.). В группах созданы центры гражданско-патриотической направленности.
Информация о библиотеках, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Библиотечный фонд составляет – 1902 экземпляра, из них детских книг –500 экземпляров. Библиотечный фонд состоит из методической и детской художественной литературы. Библиотека для педагогического персонала расположена в методическом кабинете, кабинетах специалистов, в каждой группе. Детская художественная литература размещена в каждой группе, подобрана соответственно возрасту детей, (в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья).
Информация об объектах спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Детский сад оборудован:
Спортивным залом для организации физкультурных занятий, двигательной деятельности детей, (в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей- инвалидов), спортивных праздников и развлечений, соревнований, корригирующей гимнастики. Зал оснащен в достаточном количестве разнообразным спортивным инвентарем и спортивным оборудованием: мячами, скакалками, гантелями, мягкими модулями, фитболом, обручами, корригирующими ковриками, шведскими стенками, спортивным уголком, детскими тренажерами, скамейками, оборудованием для баскетбола.
Плавательным бассейном оборудованным подъёмником для детей – инвалидов, также в бассейне имеется различное оборудование для плавания: нудлы, гантели, нарукавники, плавательные круги и др.
В группах детского сада созданы центры для физического развития, где представлено спортивное оборудование, позволяющее решать оздоровительные задачи и задачи, направленные на двигательную активность воспитанников.
Медицинским блоком, который включает в себя: медицинский кабинет; прививочный кабинет, изолятор; зал лечебной физкультуры (мягкий модуль, бассейн для сухого плавания, тренажеры и т.д.); массажный кабинет; кабинет физио-тепло-водолечения.
Спортивной площадкой на территории — для организации и проведения физкультурных занятий на улице, гимнастики, спортивных соревнований с детьми, (в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей- инвалидов). Она оснащена полосой препятствий, оборудованием для лазания, для развития баланса и координации движений и полем для игры в баскетбол и футбол. Имеется выносное оборудование для подвижных, спортивных игр и упражнений (игр с мячом, тенниса, бадминтона, скакалки, самокаты и пр).
Развивающая предметно-пространственная среда групп нашего учреждения достаточно содержательно-насыщенная, эстетически оформлена, легко трансформируется в зависимости от образовательной ситуации и интересов, и возможностей детей.
Пространство групп разделено на центры активности, учитывая возрастные и индивидуальные особенности воспитанников с ОВЗ.
Расположение мебели, игрового и другого оборудования отвечает требованиям охраны жизни и здоровья детей, санитарно-гигиеническим нормам, принципам функционального комфорта, что позволяет детям свободно перемещаться в пространстве группы и других помещений ДОО. Развивающая предметно-пространственная среда групп имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию.
Насыщенность среды соответствует возрастным и индивидуальным особенностям детей, имеется разнообразие материалов, оборудования, инвентаря, что обеспечивает игровую, познавательную, творческую, двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики.
Наличие различных пространств, а также разнообразие материалов, игр, игрушек и оборудования, периодическая сменяемость игрового материала, появление новых предметов обеспечивают вариативность развивающей предметно-пространственной среды.
В группах созданы условия для успешной интеграции детей со сложной структурой в различные виды детской деятельности (изобразительная и конструктивно-модельная, игровая, физкультурно-оздоровительная, музыкальная, трудовая, театрализованная, опытно-экпериментальная, познавательно-исследовательская). Мобильность среды позволяет детям со сложной структурой нарушений свободно передвигаться в пространстве. В группах все расположено таким образом, что дети имеют свободный доступ ко всем предметам развивающей предметно-пространственной среды и могут самостоятельно либо с помощью сопровождающих лиц реализовать себя в любом виде детской деятельности.
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает реализацию образовательного потенциала пространства детского сада, в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления здоровья воспитанников, учета особенностей и коррекции их развития, а также обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. Развивающая предметно-пространственная образовательная среда создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования, обеспечивает открытость дошкольного образования, а также создает условия для участия родителей в образовательной деятельности.
В детском саду оборудованы санитарно-гигиенические помещения во всех группах, а также произведена реконструкция центрального тамбура (центральная дверь открывается автоматически), заменены двери в музыкальном зале. Установлены мнемосхемы и произведена цветовая маркировка. По всему периметру детского сада вдоль стен установлены поручни.
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Средства обучения и воспитания – это те материалы, с помощью которых воспитатель, а также учитель-логопед, учитель-дефектолог осуществляют обучающее воздействие (учебный процесс). К средствам обучения относятся предметы материальной и духовной культуры, которые используются при решении педагогических задач.
Реализовать принцип наглядности в обучении помогают визуальные средства. В МДОУ «Детский сад № 108» широко используются предметы и объекты природной и искусственной среды: карты, схемы, диаграммы, модели, дорожные знаки, математические символы, наглядные пособия, мультфильмы. При использовании наглядных средств соблюдается ряд условий: применяемая наглядность должна соответствовать возрасту воспитанников; она должна использоваться в меру и показывать ее следует только в соответствующий момент занятия; наглядность должна быть эстетически выполнена. Рационально используются новые информационные технологии. Они, несмотря на высокую эффективность, не могут заменить живое слово педагога, непосредственное общение с ребенком.
В МДОУ «Детский сад № 108» используются следующие средства обучения и воспитания:
Печатные
(учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, атласы, рабочие тетради; для детей с особыми потребностями – специальные учебные пособия и т.д.);
Визуальные (зрительные):
- карты;
- картины;
- модели, муляжи, макеты;
- магнитные доски
Электронные образовательные ресурсы:
- мультимедийные энциклопедии для детей;
- сетевые образовательные ресурсы
Аудиальные (слуховые):
- магнитофоны;
- музыкальный центр
Аудиовизуальные (зрительно-слуховые):
- образовательные видеофильмы;
- презентации
Средства, автоматизирующие процесс обучения:
- компьютеры;
- мультимедийное оборудование;
- интерактивные доски
- проекторы
- телевизоры
Словесные:
- художественная литература;
- словари;
- учебные пособия
- другая необходимая литература
Спортивное оборудование:
- тренажеры
- гимнастическое оборудование
- спортивные снаряды
- мячи, скакалки, обручи и т.п.
О средствах воспитания
1. Общение как средство воспитания
а) непосредственное, в форме прямых контактов воспитателя и воспитанника, индивидуальные беседы;
б) опосредованное, проявляющееся в том, что педагог направляет свои воздействия не на воспитанника, а на знания, которые тот должен усвоить, на качества личности, которые он должен сформировать, на ценности, в которых он должен определенным образом сориентироваться. Реализуется через досуги, праздники и мероприятия.
2. Учение как средство воспитания
В ходе обучения воспитывающее влияние на обучающихся оказывают содержание изучаемого материала, формы и методы учебной работы, личность педагога, его отношение к воспитанникам, а также обстановка в группе.
С целью повышения эффективности воспитательного воздействия практикуется совместная продуктивная деятельность детей. В основе такой деятельности лежит взаимодействие, в ходе которого дети: а) выясняют условия совместного выполнения задания; б) организуют его взаимное обсуждение; в) фиксируют ход совместной работы; г) обсуждают полученные результаты; д) оценивают успехи каждого.
Совместная деятельность становится продуктивной, если она осуществляется при условии включения каждого ребенка, в том числе ребенка-инвалида, в решение задач в начале процесса усвоения нового материала, а также при активном его сотрудничестве с воспитателем и другими детьми.
3. Труд как средство воспитания
Воспитательная сила труда заключается преимущественно в том, что достижение его цели и удовлетворение вследствие этого какой-то потребности влечет за собой появление новых потребностей. Осуществляется через
- дежурство;
- выполнение трудовых поручений
4. Игра как средство воспитания
Игра – основной вид деятельности дошкольников, в котором принимает участие все дети и, конечно, дети с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. Организуется в форме проведения разного рода игр:
-
сюжетно-ролевые;
-
спортивные;
-
соревновательные;
-
дидактические.
О доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям в МДОУ Детский сад № 108 имеется у педагогов в методическом кабинете и в музыкальном зале.
Доступ к информационным ресурсам в сети Интернет обеспечивается автоматически по Wi-Fi-диапазону. Существующие ресурсы позволяют удовлетворить потребности администрации для ведения ежедневной текущей работы и для предварительной подготовки педагогов к образовательной деятельности (планирование, конспекты, изучение ресурсов сторонних сайтов по теме образовательной деятельности).
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям для воспитанников, в том числе для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется под присмотром педагогов индивидуально или в подгруппе.
Самостоятельный доступ воспитанников к информационным системам и информационно-телекоммуникационным системам, в том числе приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, не осуществляется.
Информация об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья ДОУ.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается самостоятельный доступ обучающихся, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья – не предусмотрены.
Электронные образовательные ресурсы используются педагогами при организации образовательной и совместной деятельности с воспитанниками.
В детском саду для данной деятельности используются: интерактивные игры на развитие познавательных психических процессов и речевого развития, на формирование элементарных математических представлений воспитанников для детей от трех и до семи лет, а также ЭОР разработанные Центром «АДАЛИН» на развитие познавательных психических процессов и произвольности для воспитанников 5 – 7 лет. Педагоги ДОУ используют в образовательной деятельности с воспитанниками комплект ЭОР «МЕРСИБО»: «Начинаю говорить», «Звуковой калейдоскоп», «Игровая карусель», «Начинаю читать», «Работа над ошибками».
Учебные материалы, для воспроизведения которых используют электронные устройства, являются неотъемлемой частью современной системы образования и используются в нашем учреждении. Техническая инфраструктура информационной среды дошкольного учреждения используется в образовательном процессе и в управлении образовательным учреждением.
Имеющиеся электронные образовательные ресурсы дают возможность:
- подбирать иллюстративный материал к занятиям и для оформления стендов, групп, кабинетов;
- подбирать дополнительный познавательный материал к занятиям;
- знакомиться со сценариями праздников и мероприятий других дошкольных учреждений;
- знакомиться с опытом работы, наработками педагогов России и зарубежья посредством участия в профессиональных интернет сообществах, вебинарах;
- участвовать в дистанционных интернет конкурсах для педагогов и воспитанников;
- создавать электронное «портфолио»;
- оформлять документацию, отчеты и другую учебно-педагогическую документацию, презентации в программе Power Point для повышения эффективности образовательных ситуаций с детьми и педагогической компетенции у родителей.
Для планирования и организации образовательной и совместной деятельности с воспитанниками педагоги используют электронные образовательные ресурсы:
- http://razigrushki.ru «РазИгрушки» - сайт для детей и их родителей, которые заботятся о гармоничном развитии и воспитании своих детей
- http://www.baby-news.net – «Baby news» - Огромное количество развивающих материалов для детей, сайт будет интересен и родителям и детям
- http://www.zonar.info - «Оригами - Мир своими руками». Сайт посвящён древнему искусству складывания фигурок из бумаги. Здесь вы найдете схемы и видео схем складывания оригами
- http://www.detkiuch.ru – «Обучалки и развивалки для детей» их развития, воспитания, обучения и творчества. Здесь вы найдете статьи о детях, обучающие и развивающие программы для малышей и школьников, которые можно скачать бесплатно, а ребенок непременно захочет посмотреть детское обучающее видео, лучшие мультфильмы, сказки и книги, все игры для развития, разукрашки, картинки, песенки караоке и многое другое; посмотреть или добавить детские произведения (рисунки, стихи и т.п.); все самое необходимое для ребенка (интересные игрушки, софт, музыка, книги, игры ...)
- http://www.multirussia.ru МУЛЬТИ-РОССИЯ
- Сайт о раннем развитии детей «Рай в шалаше» [Электронный ресурс]. http://homestead.narod.ru(свободный)
- Каталог детских сайтов [Электронный ресурс]. http://kinklub.com(свободный)
- «Ладушки» [Электронный ресурс]. http://ladushki.ru(свободный)
- «Детская игровая комната» [Электронный ресурс]. http://playroom.com.ru(свободный)
«Детский сад.Ру» [Электронный ресурс]. http://www.detskiysad.ru
- http://teremoc.ru/ Детский портал «Теремок»
- http://pochemu4ka.ru/ Детский портал «Почемучка»
- http://www.klepa.ru/- Детский портал «Клепа»
- http://owl21.ucoz.ru/ Развивающий центр школьников и дошкольников «СОВЁНОК»
Информация о наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ.
Во время проведения обучающих ситуаций (НОД) и совместной деятельности с воспитанниками с инвалидностью и ОВЗ педагогами детского сада используются:
- звукоусиливающая аппаратура (магнитофоны, музыкальные центры, портативные беспроводные колонки),
- мультимедийные средства (проектор и экран),
- интерактивная панель и интерактивный стол,
- телевизоры с интерактивным покрытием (12 штук),
- ноутбуки (15 штук),
- цветовые песочные столы
для повышения уровня восприятия учебной информации обучающимися с различными нарушениями. Для разъяснения отдельных вопросов изучаемой темы педагоги дополнительно проводят групповые и индивидуальные обучающие ситуации, в том числе с использованием сети Интернет.
Информация об использовании при реализации образовательной программы электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
В дошкольном образовательном учреждении ЭО и ДОТ используются в образовательном процессе с воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья и детьми - инвалидами, которые не имеют возможности регулярно посещать МДОУ Детский сад № 108 (находящихся в медицинских учреждениях, санатории), а также в период лакдауна (пандемии).
Целью организации обучения с использованием ЭО и ДОТ является предоставление воспитанникам возможности освоения образовательных программ непосредственно по месту его временного пребывания (нахождения). Обучение организуется в удобное для воспитанника и педагогов время с учетом требований СанПина.
При реализации Адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в детском саду применяются разные модели обучения:
- Индивидуальное обучение в режиме онлайн (электронное обучение). Во время онлайн-обучения ребенок вместе с родителями «общается» с педагогом в прямой трансляции, слушает его, выполняет задания, обменивается файлами (видео, презентации). Педагог отвечает на вопросы детей и родителей, сам задает вопросы. Педагог организует обучение в режиме реального времени через Zoom, Skype и социальные сети.
- Дистанционное обучение через интерактивные учебные материалы. Дистанционное обучение через интерактивные учебные материалы организуется двумя путями:
1) использование имеющихся в образовательной организации электронных дидактических игр и материалов;
2) использование интернет - ресурсов.
- Самостоятельная работа родителей с детьми на основе обратной связи с педагогом через электронную почту, интернет-мессенджеры, социальные сети.
В остальных случаях ЭО и ДОТ при взаимодействии с воспитанниками не используется.
Электронное обучение в ДОУ предусмотрено для педагогического и административного состава: использование интернет - ресурсов для подготовки занятий, развлечений, самообразования педагогических работников, а также прослушивания вебинаров, прохождения дистанционных курсов повышения квалификации, профессиональной переподготовки.
- Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации http://www.mon.gov.ru
- Официальный сайт Федерального института развития образования www.firo.ru
- Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru
- Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» http://window.edu.ru
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru
- Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
- Логопед Профи | Центр Развития Ребенка Олеси Жуковой ...https://www.logopedprofi.ru/
- МААМ.RU https://www.maam.ru/
- Развивающий портал «Мерсибо» https://mersibo.ru/
- Образовательный портал «Продленка» https://www.prodlenka.org/
- Единый урок. рф онлайн-площадка https://www.xn--d1abkefqip0a2f.xn--p1ai/
- Сетевое издание «Фонд Образовательной и Научной Деятельности 21 века» https://www.fond21veka.ru/
- «Инфоурок» https://infourok.ru/
- Дошколенок.ру https://dohcolonoc.ru/
Образовательная социальная сеть nsportal.ru https://nsportal.ru/
Национальная Родительская Ассоциация https://nra-russia.ru/
- «Воспитатель» [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://vospitatel.com.ua/ (свободный)
- «Воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и семье» [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://doshvozrast.ru/metodich/metodich.htm(свободный)
- Сайт о раннем развитии детей «Рай в шалаше» [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://homestead.narod.ru (свободный)
- Каталог детских сайтов [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://kinklub.com(свободный)
- «Ладушки» [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://ladushki.ru(свободный)
- «Детская игровая комната» [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://playroom.com.ru(свободный)
- «Детский сад.Ру» [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://www.detskiysad.ru (свободный)
- Журнал «Обруч» [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://www.obruch.ru/index.php?id=8&n=7&r=8&s=25(свободный)
- Детский портал «СОЛНЫШКО» http://www.solnet.ee
- МУЛЬТИ-РОССИЯ http://www.multirussia.ru
- Детский портал «Теремок» http://teremoc.ru/
- Детский портал «Почемучка» http://pochemu4ka.ru/
- Детский портал «Клепа» http://www.klepa.ru/
- Развивающий центр школьников и дошкольников «СОВЁНОК»
Сайты о детях с ограниченными возможностями здоровья:
http://www.downsideup.org/ - "Даунсайд Ап" - помощь детям с синдромом Дауна. Цель организации: служба помощи детям с раннего возраста. Сведения о заболевании. Описание действующих программ. Методические материалы. Просьбы о помощи.
http://www.childneurologyinfo.com/main.php - Аутизм и детская неврология. Сайт посвящен вопросам обучения, лечения и сенсорной интеграции детей с неврологическими проблемами, а также просто основным принципам здорового образа жизни, которые крайне важно знать всем в сегодняшнем мире.
Форум родителей детей и взрослых с врождённым пороком сердца (dearheart.ru) - Форум для родителей детей с врождённым пороком сердца, а также взрослых пациентов с ВПС. Обсуждаются вопросы диагностики, лечения пороков сердца, сопутствующие заболевания при ВПС, развитие детей с больным сердцем.
http://www.livingthread.ru/ - «Живая нить» - детский экологический центр, действующий в Москве. Цель - обеспечение условий, при которых ребенок инвалид может быть интегрирован в общество наравне со своими сверстниками, получить профессиональные навыки, заниматься физкультурой и спортом. Большое внимание уделяется иппотерапии.
http://www.fond.org.ru/ - Сайт Регионального Благотворительного Общественного Фонда "Иллюстрированные книжки для маленьких слепых детей" (и для детей с нарушениями зрения).
autistic-society.narod.ru – Общество помощи аутичным детям. На данном сайте содержится информация об аутизме и синдроме Аспергера, а также об имеющихся в городе Перми услугах для детей с аутизмом, их родителей и тех, кто осуществляет уход. Также содержится информация для специалистов.